ПЕСОНАЛЬНЫЙ САЙТ БАЛМЫШЕВОЙ НАТАЛИИ ГЕННАДЬЕВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 131» Г. САРАТОВ

Конспект НОД по окружающему миру «Мир предметов» для детей старшего дошкольного возраста

Цели:

1. Выявление качеств и свойств дерева и металла через опытно – экспериментальную деятельность.

2. Активизация в речи названий предметов, материалов, из которых они изготовлены, их свойств: деревянный, металлический, тонет, плавает, и т. д.

3. Побуждение детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.

Задачи:

1. Углубить представления детей о свойствах таких материалов, как металл и дерево.

2. Учить применять разнообразные способы обследования предметов.

3. Развивать у детей способность мыслить самостоятельно, умение анализировать, обобщать и сравнивать, слуховую память путем нахождения звуков разной высоты.

4. Воспитывать интерес, инициативу, любознательность, самостоятельность, умение действовать сообща.

Материал, оборудование: коробка с карандашом и гвоздём, карточки для игры «Из чего сделано?», на каждого ребё нка: тарелочка, деревянный брусок, металлическая ложка, спички, скрепки, магнит, гвоздики, дневник наблюдений. На стол: ёмкость с водой, салфетки. Иллюстрации кузницы, сталеплавильного цеха, горящих дров. 2 корзинки, «Волшебный мешочек» с предметами, сделанными из разных материалов. Коробка с разнообразными деталями и магниты.

I. Вводная часть (мотивация).

Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эту коробочку.

Как вы думаете, что в ней?

А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что в ней лежит.

Любим нос везде совать,

И чертить, и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами. (Карандаш)

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. (Гвоздь)

Молодцы, ребята, загадки отгадали.

Вот они. Знакомьтесь, это Карандаш, а это Гвоздик

Карандаш с Гвоздиком были большими друзьями, но однажды поссорились.

Карандаш говорит: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!

А Гвоздик: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!

- Ребята, давайте поможем друзьям решить, кто из них важнее!

Закройте глаза и скажите: вокруг себя я обернусь и в научной лаборатории окажусь!

Правила поведения в лаборатории такие:

1. Не толкаться

2. Не мешать друг другу

3. Сначала выслушать, потом сделать

4. Сделал- убрал на место.

II (Дети проходят к столу №1)

1. Дидактическая игра «Из чего сделано»

- Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки, которые похожи на материал Карандаша, и на материал Гвоздика, и разложите их к нашим героям.

- Назовите, какие предметы делают из дерева(Стол, стул, кровать, диван, дверь).

- Значит они какие? (деревянные)

- Какие предметы делают из металла(Ложка, вилка, кастрюля, плита)

-Значит они какие? (металлические)

- Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав — гвоздь или карандаш?

Вывод: И из дерева, и из металла делают очень много нужных предметов.

- Гвоздик и Карандаш, вы оба правы!

2. Сравнение дерева и металла.

Но Гвоздь все не унимается: «Я красивее! И у металла поверхность гладкая, и на солнышке блестит!»

- Карандаш, не обижайся. Ребята, давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? (дети садятся за столы)

- Возьмите металлическую ложку и деревянный брусок.

- Отличаются ли они? Чем?

- Какие они на ощупь?

- Какая поверхность у металлической ложки? (гладкая, блестящая)

- А какая у деревянного бруска? (бывает и шероховатой, шершавой, бывает гладкой, не блестит) Отметим это наблюдение в дневнике. Поставим плюс в соответствующей графе.

- Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой ложку.

- Что вы чувствуете? (Ложка – холодная. Брусок – теплый)

- Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое)

(Ставим плюсы)

3. А как вы думаете, почему одни предметы делают только из дерева, а другие только из металла? Хотите узнать?

- Карандашик и Гвоздик опять спорят:

«Моя песенка громче!», - говорит Гвоздик.

«Нет, моя!».

- Друзья, давайте вместе это решим? Нам необходимо определить, какой звук у деревянных предметов, а какой - у металлических. Возьмите два металлических предмета и постучите ими друг о друга, какой вы слышите звук? (Звонкий, громкий).

- Значит песенка какая? (Звонкая, громкая). А теперь проверим то же самое с деревянными предметами, какой звук слышится? (глухой, тихий).

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, на чем играю!»

Перед вами разложены музыкальные инструменты, давайте вспомним, как они называются: металлофон, трещотка, треугольник, ложки, бубен.

- Ваша задача, с закрытыми глазами определить, на каком музыкальном инструменте я играла! Приготовились слушать внимательно и не подсматривайте.

- На каком инструменте я играла, из какого материала он сделан? (дерево – металл)

- Чья же песенка оказалась громче?

- А чья – тише?

Вывод: если нужен звонкий, громкий звук, то музыкальные инструменты делают из металла, а если более тихий – из дерева. (отмечаем в дневнике)

4. Карандаш говорит: «Ну и что, что я не звонкий, зато плаваю хорошо!»

А Гвоздик приуныл. Как вы думаете почему?

- Давайте проведём эксперимент.

На столе вы видите ёмкость с водой, давайте возьмем деревянный брусок и опустим его в воду, что мы видим? (деревянные предметы не тонут (легкие). А теперь опустим в воду металлическую ложку, что с ней произошло? (утонула, тяжелая)

Какой можно сделать вывод? Что дерево легче, чем металл и имеет свойство плавучести.

-Как же тогда корабли, сделанные из металлических пластин на воде держатся? Они имеют специальную конструкцию, которая позволяет им, не смотря на тяжесть, не тонуть, а держаться на воде.

5.- А ещё, я в огне горю, - говорит Карандаш, - А гвоздик – нет!

Да, ребята, дерево горит, выделяет тепло. Где это свойство дерева используют люди? (топят печи)

- Я тоже хорошо нагреваюсь, и по мне легко ток проходит!-говорит Гвоздик.

Это верно, железо может только плавиться. Если его нагреть, оно становится мягким. С таким мягким железом работают кузнецы. Они куют его, придавая железному бруску нужную форму. А если железо разогреть очень сильно, то оно становится жидким. Тогда его заливают в специальную форму и охлаждают. И получаются разные предметы и детали.

(Отмечаем плюсом в соответствующей графе)

Физ. минутка «Кузнец»

«Эй, кузнец – молодец, (развести руки в стороны, потом на пояс)

Захромал мой жеребец. (притопы ногами)

Ты подкуй его опять. (наклоны к носкам)

От чего ж не подковать. (наклоны к носкам)

Вот гвоздь, вот подкова – (руки в стороны)

Раз, два и готово. (два хлопка в ладоши)

6. Хотите поиграть в «Волшебный мешочек»? Вы, по очереди, не глядя, будете опускать руку в мешочек, брать предмет и говорить, из какого материала он сделан, а потом мы вместе проверим ваше предположение.

Вопросы и предполагаемые ответы :

-Из какого материала сделан предмет (дерево – металл)

-Какой он на ощупь (теплый – холодный, гладкий – шероховатый, легкий - тяжелый)

- Что это за предмет?

Предлагаю вам разложить ваши предметы в две корзины, в одну предметы из дерева, в другую – из металла. (лишние предметы кладут рядом). В первую корзину вы положили все предметы из дерева, значит какие они? (деревянные, а в другую все предметы из металла, какие они? (металлические).

7. «Дорогой Карандаш, я хочу познакомить тебя с моим другом – Магнитиком», - сказал Гвоздик, - он всегда помогает мне навести порядок.

Хоть я вовсе не планета,

У меня есть полюса.

Рук и ног в помине нету,

Но хватать могу я сам.

Гвозди, ножницы, кастрюли,

Винтики, булавки, пули –

Всё железное манит,

Тянет на себя… (магнит)

Что такое магнит? Это металл, который имеет свойство притягивать некоторые предметы. Вот мы сейчас и проверим, с какими материалами дружит магнит, а с какими нет.

Возьмите деревянные предметы (спички) и приложите к ним магнит. Что мы видим? (магнит не присоединился к дереву, т. е. не притягивается). А теперь возьмите металлические предметы (скрепки) и приложите магниты к ним. Что произошло? (магнит присоединился, потому что частицы металла притягиваются к частицам магнита, магнит служит нам помощником при работе с металлическими предметами).

(Ставим плюсы)

8. Ребята, я наводила порядок в кладовке и нашла там коробку с предметами из разных материалов, да ещё и под слоем какой-то крупы. Мне нужно достать из неё металлические детали. Но как это сделать быстро, не копаясь в крупе?

9. И ещё один опыт, проверим, что прочнее, дерево или металл? Попробуйте сломать спичку. А гвоздик у вас получится сломать? Вывод. Металл прочный, а дерево хрупкое.

III. Итог.

- Назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали. ( Дерево: шершавое и гладкое, твёрдое, легкое, теплое, мягкое, не тонет, горит, имеет глухой звук. Металл: гладкий, блестящий, звонкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, притягивается магнитом, проводит ток и легко нагревается).

Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. И хотим, чтобы вы не забывали о свойствах дерева и металла и применяли их в жизни. Все материалы важны и нужны в жизни человека.

13 сентября 2022 в 10:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.